Учебная работа кафедры биохимии


Учебный процесс на кафедре обеспечен необходимым количеством современных учебников:
1. "Биоорганическая химия." Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.А.- М., 2004 и М.,1995г. – на каждого студента.
2. "Руководство по органической химии" Черных В.П.-М., 1989г.-учебник на 2-х студентов фармфакультета.
3. "Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов." Ершов Ю.А., Попков Ю.А.-М., 1993 г.,
4. "Химия" Пузаков С.А. – М., 1982г.- учебник на 2-х студентов факультета ВСО.
5. "Биологическая химия" Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф.- М.,2000 г. и М., 1998 г;
6. "Биологическая химия" А.Я.Николаев –М.,1998г.-на каждого студента.
Студенты также пользуются учебниками :
7. "Биологическая химия" Березова Т.Т., Коровкина Б.Ф. –М., 2004 г. издания,
8. "Биохимия" под редакцией С.Е. Северина –М., 2004 г. издания.,
9. "Биологическая химия" Строева Е.А.-М., 1986 г. (для фармфакультета) и др.
Кроме того студенты используют в учебном процессе учебные пособия, подготовленные и изданные сотрудниками кафедры:
1. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. Часть 1 и 2. –Уфа, 1999.- 239 с. (Камилов Ф.Х., Сагидуллин Ф.А., Валиев А.Г. и др.)
2. Клиническая биохимия в стоматологии.-М., 2001.-89 с. (Камилов Ф.Х., Чуйкин С.В., Чемикосова Т.С.)
3. Биоорганическая химия. Теоретические основы. Строение и свойства биологически активных природных соединений. Уфа, БГМУ, 2000.-108 с. (Валиев А.Г., Байгильдина А.А., Кидрасова Р.С.)
4. Методическое пособие для выполнения контрольных работ по общей, биоорганической и биологической химии для студентов факультета высшего сестринского образования (заочное отделение) –Уфа, БГМУ,2001.-27с. (Щепанский В.О.)
5. Практикум по химии для студентов факультета ВСО.- Уфа: БГМУ, 2002.-77с. (Щепанский В.О., Гильманов А.Ж.)
6. Самостоятельна работа студентов и контрольные задания по органической химии. Учебно-методическое пособие для студентов фармацевтического факультета (заочное отделение). –Уфа: БГМУ, 2003-71с. (Кондратенко Р.М., Тимирханова Г.А., Гильманов А.Ж.)
7. Компьютерные тесты для экзамена по биохимии –Уфа: Изд-во БГМУ, 2003-100с. (Галимов Ш.Н., Камилов Ф.Х.)
8. Номенклатура и классификация ферментов –Уфа: Изд-во ГОУ ВПО "БГМУ МЗ РФ" 2005 –68с. (Байгильдина А.А., Терегулова Т.Г., Камилов Ф.Х.)
9. Руководство к практическим занятиям по органической химии на фармацевтическом факультете. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО "БГМУ МЗ РФ", 2005.-138 с. (Кондратенко Р.М., Тимирханова Г.А. под ред. Ф.Х.Камилова.)
10. Остеопороз. Патогенез, патохимия, принципы диагностики, лечения и профилактики. (курс лекции) –Уфа, 2005.-136 с. (Камилов Ф.Х., Минасов Б.Ш., Кулавский В.А., Зарудий Ф.А.,Щепанский В.О.)
Руководства к практическим занятиям для студентов по биохимии и биоорганической химии, по органической химии кроме материала для аудиторной работы, примеров тестов исходного уровня знаний, содержат методические указания (алгоритм) для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, контрольные тесты 4 уровней, ситуационные задачи, темы реферативных сообщений, выполнение заданий по УИРС и другие материалы.
С января 2006 г. обучаются на английском языке 2 группы иностранных студентов по биоорганической и биологической химии.
Лабораторные занятия имеют общую структуру: контроль исходных знаний студентов –10% времени, проведение лабораторных работ – 40%, объяснение и разбор нового материала-15%, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя - 30%, проверка выполнения задания и обобщение занятия –5%. Учебный процесс с самого начала обучения студентов ориентирован на понимание структуры и типовых химических реакций основных органических соединений, встречающихся в структуре тканей человека и животных, основных групп лекарственных и биологически активных веществ, на понимание молекулярного уровня биологических процессов, практическую деятельность выпускников и приобретение определенных навыков анализа изменений биохимических констант. Это находит отражение в формах и методах организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя: решении экспериментальных задач по определению биохимических показателей крови, мочи, слюны, желудочного сока и др., в решении задач по постановке вероятного диагноза типовых ситуаций, приближенных к клиническим условиям на основании использования биохимических показателей. Той же цели подчинена и учебно-исследовательская работа. Основные формы УИРС на кафедре:
- решение ситуационных задач;
- подготовка, написание, доклад и обсуждение с группой рефератов;
- изготовление наглядных пособий (таблиц, схем, слайдов) ;
- обследование добровольцев (исследование отдельных биохимических показателей слюны и мочи) по специальной карте –анкете;
- проведение учебно-исследовательских конференций (круглых столов) по отдельным темам;
- проведение олимпиад по биохимии и биоорганической химии.
Много лет на кафедре работает биохимический кружок, в котором ежегодно занимаются 20-25 студентов разных курсов. НИРС проводится последующим направлениям:
- выступления с сообщениями по актуальным вопросам биохимии, молекулярной биологии и клинической химии;
- освоение студентами современных методов биохимических исследований;
- выполнение экспериментальных и клинических научных работ с последующим выступлениями на научных конференциях;
- участие в студенческих научных конференциях.
Кафедра имеет комплекс учебных и учебно-научных лабораторий, позволяющих проводить лабораторные работы, предусмотренные учебным планом, рабочими программами по дисциплинам и НИР студентов и сотрудников. В необходимых случаях используются исследовательские базы ЦНИЛ университета, института биохимии и генетики человека УНЦ РАН (согласно договора).
Учебный процесс оснащен необходимым оборудованием (фотоколориметры, центрифуги, термостаты и др.) Однако необходимо оборудовать учебные классы новыми вытяжными шкафами. Имеется компьютерный класс на 7 ПВМ, используемый для обучения, для проведения текущего и итогового контроля усвоения предметов. В учебном процессе на кафедре используются 9 обучающих, 9 контролирующих и 11 тестирующих программ. Тестирование исходных знаний проводится в начале каждого лабораторного занятия у всех студентов индивидуально ручным способом.
Усвоение студентами отдельных разделов курса биоорганической, органической и биологической химии контролируется на итоговых занятиях, которые проводятся с применением тестирования на компьютерах с последующим письменным выполнением контрольных заданий и индивидуальным собеседованием студентов с преподавателем. Тесты созданы по всем разделам предметов с учетом особенностей факультетов в соответствии с действующими типовыми и рабочими программами дисциплин.
Для обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности имеются 10 учебных лабораторных комнат с общей площадью 479,3 м2, компьютерный класс с 7 ПВМ (18, 4 м2), 4 лаборатории с площадью 81,8 м2, 9 – преподавательских (162,6 м2), 3 –лаборантские (56,9 2), кабинет зав.кафедрой (16 м2), складские и другие подсобные помещения. Всего 33 комнаты с общей площадью 873,5 м2. Размер площади на одного обучающегося студента 0,36 м2. В холле установлена холодильная камера, которая используется для научных исследований, проводящихся в условиях низких температур (-2-40С), выделен учебно-методический кабинет – кабинет завуча.
Для чтения лекций используются лекционные аудитории университета: актовый зал (корпус 1), аудитории 28 и 38 (корпус 2), аудитории военной кафедры (корпус 7) и общей гигиены (корпус 1).
Учебные лаборатории оснащены химическими столами, фотоэлектроколориметрами, центрифугами, термостатами. Имеются технические средства обучения. Для учебной (при необходимости) и научной работы используются холодильники, центрифуги, спектрофотометр, рН-метры, электрические весы и весы высокого класса точности, термостаты, хемилюминометр, флюориметр, аппараты для электрофореза и др. При необходимости в научно-исследовательских целях используется аппаратура, имеющаяся в ЦНИЛе университета, а также в других научных учреждениях города.
Кроме компьютерного класса на кафедре имеются 2 компьютизированных места в лаборантской и 1 – у профессора кафедры.
скачать dle 10.2 КиноСвин