НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, Г. УФА

В последнее время на кафедре происходит возрастание количества, улучшение качества защит и докторских, и кандидатских диссертаций, которые освещают все больший круг немаловажных проблем современности. Большая работа также проводится в направлении роста молодых специалистов. Для этого кафедра философии БГМУ имеет все условия: открыта собственная аспирантура, выпуск ежегодных межвузовских сборников, участие студентов, сотрудников кафедры на различных конференциях, печатание статей в республиканских и международных журналах и сборниках. Все изложенные факты указывают, наконец, на изучение богатой истории и современное состояние исследовательских разработок, преподавание философских дисциплин в БГМУ.
Основное направление научной исследовательской деятельности кафедры философии БГМУ — здоровье как социальная и социально- философская проблема.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, Г. УФА

В последнее время на кафедре происходит возрастание количества, улучшение качества защит и докторских, и кандидатских диссертаций, которые освещают все больший круг немаловажных проблем современности. Большая работа также проводится в направлении роста молодых специалистов. Для этого кафедра философии БГМУ имеет все условия: открыта собственная аспирантура, выпуск ежегодных межвузовских сборников, участие студентов, сотрудников кафедры на различных конференциях, печатание статей в республиканских и международных журналах и сборниках. Все изложенные факты указывают, наконец, на изучение богатой истории и современное состояние исследовательских разработок, преподавание философских дисциплин в БГМУ.
Основное направление научной исследовательской деятельности кафедры философии БГМУ — здоровье как социальная и социально- философская проблема.

Главная цель научных исследований – теоретические методологические и практические аспекты целостного изучения человека в единстве его деятельных отношений к природе, обществу, к самому себе, вопросы повышения роли человеческого фактора, характеристика всестороннего и гармонического развития личности, внутренних и внешних условий социальной активности общественного индивида.

Полученные результаты научной работы кафедры опубликованы в центральной и республиканской печати, освещены в докладах и выступлениях преподавателей на Международных и региональных конференциях и симпозиумах. За истекший период были опубликованы сборники тезисов докладов и выступлений к научно-практическим конференциям \»Актуальные вопросы общественного развития, воспитания и обучения \», \»Социально- философские проблемы современной медицины и здравоохранении\». С 1992 года кафедрой философии дважды в год выпускается межвузовский сборник научных статей «Человек. Общество. Образование». В редакционную коллегию сборника входят: проф. Д.М. Азаматов (отв. редактор), проф. А.А. Ахмадеев, доц. Галимова З.У., доц. Д.Н. Соловьева, доц. Девяткина Р.И. В сборниках отражены такие проблемы, как философия и медицина, социально-философские вопросы охраны здоровья населения, политика и медицина, вопросы здорового образа жизни, социальные проблемы подготовки специалистов и другие.
На кафедре по плану НИРС (научно-исследовательская работа студента) ежегодно осуществляется работа научно-студенческого общества (кружка). Тематика занятий во многом определяется теоретическими предпочтениями студентов. Традиционно к числу последних относятся: история, культура и религия, философская антропология, философия права и морали, философия и медицина, актуальные проблемы современности. Работы студентов выставляются на обсуждение ежегодной Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых РБ «Вопросы теоретической и практической медицины», в рамках которой ужу много лет работает секция «Философия, социология». Ежегодная студенческая конференция в университете традиционно отмечена активным участием студентов по общественным дисциплинам.

Диссертационные исследования выполнены по социально-философским проблемам медицины и здравоохранения. Важным направлением научных изысканий кафедры были социальные исследования по программе “Социальный портрет студента БГМИ”, проводимые с широким участием студентов. Также кафедрой был проведен опрос общественного мнения студентов. Материал этих социологических исследований многое дали для внесения коррективов в учебный процесс. Изучение общественного мнения студентов точнее выявили интересы и потребности будущих врачей, их оценки учебно-воспитательной работы в институте и на отдельных факультетах, их отношение к изучению общественных наук.

Члены кафедры философии БГМУ в своих кандидатских и докторских диссертациях рассматривают довольно широкий круг проблем.
Попытаемся сделать краткий обзор диссертации выполняемых на кафедре философии БГМУ за последнее десятилетие.
В докторской диссертации Ивановой О.М. «Взаимодействие факторов индивидуального и общественного здоровья человека в условиях современной цивилизации», доказана объективная необходимость повышения роли медицины как науки, наступления нового этапа в развитии в системе здравоохранения и всей здравоохранительной деятельности общества.

Мазов Н.Ю. представил свою диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук “Спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социально-философский анализ”. Мазов Н.Ю. предлагает необходимость “рассмотрение проблем, связанных с экологизацией мышления, в основе которого лежит ценность физического здоровья и спорта”. Также рассматривается проблема вызова цивилизации человеческому организму. Почему и возникает ценность физического здоровья и спорта. Доказано, что социально-философская интерпретация спорта с точки зрения ценностной значимости является критерием оценок развития личности. Доказано, что социальная и ценностная значимость ориентаций и мотивов занятий спортом способствуют социальной, профессиональной, психологической мобильности молодежи.

Гималетдинова Р.И. в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук “Образ жизни и социально- философские аспекты здоровья ”, рассматривает категорию образ жизни не только во взаимосвязи от социальных, экономических, общественных факторов, но и от смысловой устремленности внутреннего дискурса человека. Обосновывается необходимость трактовки “здоровья как целостного восприятия физического состояния (медико-биологического) и личностно-смыслового уровня развития индивида”. Также проанализировано сопряжение категорий образ жизни здоровье через потребности и ценностные ориентации человека. Обоснована необходимость холистического и синергетического осмысления категорий здоровье и образ жизни.

О необходимости комплексного подхода к проблеме здоровья и осмысления ее с точки зрения фундаментальных наук подчеркивает Ахматдинова М.Р. в своей диссертации “Психоанализ и психическое здоровье личности: социально-философские аспекты”. В данной работе предложена концепция психического здоровья личности, согласно которой оно “есть потенция (способность) личности гармонизировать индивидуальный и общественный интерес”. Также доказано, что “психическое здоровье человека представляет собой такой способ отношения к социуму, в результате которого сосуществование с другими людьми становится формой развертывания его личностного бытия”.

У Зубаировой-Валеевой А.С. философия медицины сопрягается с философией религии. В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук “Религиозное врачевание как феномен культуры ” она впервые осуществляет анализ религиозного врачевания как самостоятельного феномена культуры; определяет положение религиозного врачевания в структуре религии и медицины. Религиозное врачевание рассматривается как “вид религиозной практики, направленный на целостное физическое, и психическое исцеление человека и обретение им полноты бытия”. В диссертации доказывается, что “в основе религиозного врачевания лежат специфические методы воздействия на центральную нервную систему, вызывающие качественное улучшение регуляции деятельности внутренних органов и систем организма – так называемое “возрождение”.

Храмова К. В. представила к защите свою диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук “Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией”. В данном исследовании была определена специфика формирования самосознания семейных и общественных отношений верующих молодых людей; было выявлено, что половая идентификация верующих юношей и девушек детерминирована культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым; была определена более выраженная чувствительность девушек к идеологическим воздействиям своего вероисповедания.

В диссертации Курачева Д.Г. на соискание ученой степени доктора философских наук “Межконфессиональные отношения как формы социо-культурного мировосприятия (социально-философский анализ) ” был выделен и описан самостоятельный феномен в многообразии общественных отношений – межконфессиональное восприятие. Была раскрыта специфика его социального восприятия, степень выраженности и общественная значимость. Практическая значимость работы состоит в разработке апробированного способа исследования межконфессионального восприятия как особой формы межконфессиональных отношений. Эта значимость заключена в возможности предотвращения межконфессиональной напряженности и конфликтов; она состоит в разработке стратегии и приемов оптимизации межконфессиональных отношений.

Проблеме взаимосвязи религии и семьи уделяет внимание Мингазова Н.Р. в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук “Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии” 2005 года, научным руководителем которой также выступил профессор Азаматов Д. М. Научная новизна данной работы состоит в исследовании этических и религиозных доминант семьи как социального института общества; обосновано, что “семья, как естественный союз, есть важнейшая ступень перехода человека в ступень социальной зрелости, которая в свою очередь характеризуется наличием противоречия между трансцендентной устремленностью индивида к миру абсолютных ценностей и в то же время его желанием достичь жизненного благополучия и стабильности”; обнаружено, что взаимосвязь семьи и религии как социальных институтов полнее всего раскрывается в традиции; глубоко проанализирована башкирская семья.

В докторской диссертации Валитова И.О. «Здоровье человека в экологической и демографической культуре» выявлено, что только принцип гуманизма может составить мировоззренческий и здоровья человека, его подлинного «Я», которое способствует самоопределению духовных и социальных основ его жизни, а так же преодолению демографического кризиса.

Научная разработка историко-философского процесса в Башкирии началась лишь в начале 50-х годов XX столетия.
У истоков разработки истории башкирской философии стоял Г.С.Исмагилов, опубликовавший десятки работ в центральной и республиканской печати. В них раскрывались проблемы взаимосвязи национального и религиозного в идейно-политической жизни Башкирии, подчеркивалась необходимость исторического рассмотрения джадидизма.

Отдельные аспекты истории общественной и философской мысли Башкирии нашли освещение в трудах И.Г.Акманова., З.А.Нургалина., Ф.Л.Саяхова., Р.У. Кузыева, А.Н.Усманова, Х.Ф.Усманова, Б.Х.Юлдашбаева, Р.Г. Кузеева, З.А.Аминева, А.И.Харисова, А.Н.Киреева, Т.Б.Хусаинова, М.Г.Рахимкулова, М.Ф.Гайнуллина, С.Г.Сафуанова, А.Х.Вильданова, Г.С.Кунафина., Р.З.Шакурова. и других исследователей.
Было очевидным, что в социокультурном пространстве философская и общественная мысль не существует в чистом виде и представлена, прежде всего, в публицистике литературных источниках, исторических документах.

Несмотря на достигнутое, историография общественной и философской мысли находилась на пути формирования и становления. Лишь в общих чертах было изучено философское мировосприятие башкир, нашедшее отражение в богатейшем устном народном творчестве. Отсутствовала историко-философская оценка такого сложного противоречивого течения как суфизм (Тажетдин Ялсыгулов, Абельманих Каргалы, Гибадулла Салихов, Шамсутдин Заки, Гали Сокрый и т.п.).

В серьезных изысканиях нуждалась идеология башкирских восстаний XVII — первой трети XVIII веков, которые необходимо было рассматривать в русле национально-освободительных движений России.

Малоизученным оставался социально-философский аспект исследования распространения марксизма в Башкортостане.
Уже в 70-е годы философия в Башкирии располагала рядом школ, различаемых по научной специализации. Наиболее крупно была представлена исследовательская и научно-педагогическая деятельность в области истории философии общественно-политической мысли (Г.С.Исмагилов, Д.М.Азаматов), диалектики и методологии научного познания ( Т.Г.Султангузин, Б.С.Галимов, А.Ф.Кудряшов, Д.А.Нуриев), социальной философии (Ф.Б.Садыков), социологии (Н.А.Аитов, Д.М.Гилязетдинов, Ф.С.Файзуллин).

В последующем, начиная с октября 1990 года, когда произошел распад СССР, определилось несколько иное видение духовных процессов, наметилось оживление философских исследований.

Крупным событием, повлиявшим на рост научных знаний, стало открытие философского факультета в Башкирском государственном университете. Что же касается достижений в области истории философии и истории общественной мысли, то здесь наметились позитивные сдвиги по многим направлениям.
В области изучения колыбели философской мысли башкир, — устно поэтического творчества, — выделяются диссертация и монография З.Я.Рахматуллиной.
Серьезным исследованиям подверглась идеология башкирских восстаний. Особо следует выделить труды Д.Ж.Валеева, Г.Б.Хусаинова в которых раскрываются социально-философские идеалы Салавата Юлаева и Батырши Алиева – руководителей башкирских восстаний.

Духовному миру суфиев были посвящены диссертации и монографии А. Р.Янгузина. Автор впервые исследовал структуру человеческой экзистенции с точки зрения суфийского идеала внутренней, духовной свободы личности. Находят осмысление и произведения башкирских суфиев.

Исследователи освободились от идеологического насилия над исторической памятью башкир, которое совершалось советской историографией. Впервые широкой общественности стали доступны имена и труды башкирских ученых – этнографов Ахметзаки Валиди, Абдулкадира Инана и Галимжана Тагана. В Башкирском государственном университете стало традицией проведение Валидовских чтений. Возвращение наследия Заки Валиди стало во многом возможным благодаря усилиям известного в республике философа А. М. Юлашбаева.

Крупной вехой стал выпуск краткой энциклопедии «Башкортостан», куда вошел раздел «Философская мысль в Башкортостане».

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что остается неразработанным целый ряд проблем и аспектов обозначенной нами темы. Целые периоды истории общественной мысли не стали объектом внимания исследователей. Это относится и к наиболее изученному периоду – вторая половина XIX – начала XX века. В качестве примера можно привести творчество таких крупных религиозных философов как Риза Фахретдинов, Зия Камали, Зайнулла Расулев.
Практически не изучена общественная мысль Башкирии периода феодализма, эволюция общественно-политической мысли в период кантонного управления; творчество первых представителей башкирского просветительства — М. Иванова, С. Кукляшова, Бикчурина и др. Назрела необходимость изучения истории проникновения ислама в Башкирию.

Пробелом является история распространения и утверждения марксизма в Башкирии. В мозаичной философской картине, как справедливо подчеркивает Б.С.Галимов, он занимает свое достойное место. Самоучение не виновато в том, что его превратили в догму.

История общественной мысли, как было отмечено выше, представляет собой синтез смежных дисциплин, являясь в одно и то же время историей философии, общественно-политических учений, искусства, этики, эстетики, религии, и это предполагает комплексный подход ее изучения. Поэтому представляется целесообразным объединение усилий различных специалистов.

На сегодня остается актуальной задачей преодоление проблемной, хронологической и исторической ограниченности в изучении духовной культуры прошлого.

Научная школа возглавляемая профессором, д.ф.н Азаматовым Д.М. получила общественное признание Российской Академии Естествознания.
В 2010 году ему было присвоено почетное звание основатель научной школы «Социально-философские проблемы здоровья, образования, культуры, права, общественной мысли Башкортостана».

Перечень кандидатских диссертаций (научный руководитель – Азаматов Д.М.):
1. Свириденко А.А. «Формирование государственной философии на современном этапе» (1996)
2. Кошкарова Н.И. «Бытие человека в культуре (на материале американской культурной антропологии)» (1996)
3. Иванова О.М. «Социально-философские аспекты становления страховой медицины (на материалах Республики Башкортостан)» (1997)
4. Сапрыко И.А. «Саморазвитие человека как принцип социально-профессионального воспитания (социально-философский аспект)» (1999)
5. Гималетдинова Р.И. «Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья» (2000)
6. Мазов Н.Ю. «Спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социально-философский анализ» (2000)
7. Резванова Э.Д. «Гуманизм как единство инновации и традиции в контексте итальянского Возрождения: социально-философский аспект» (2000)
8. Ширяева А.А. «Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ» (2000)
9. Филиппов Н.А. «Социальный конфликт в условиях трансформации российского общества (социально-философский анализ)» (2001)
10. Мурзагалин З.Д. «Этическое сознание (социально-философский анализ)» (2002)
11. Порошина Т.Ю. «Социально-философский анализ становления смысла жизни человека» (2002)
12. Лобанов А.В. «Социально-философский анализ оснований функционирования средств массовой информации» (2002)
13. Ахматдинова М.Р. «Психоанализ и психическое здоровье личности: социально-философские аспекты» (2002)
14. Газизов И.Р. «Молодежь в трансформирующемся обществе» (2003)
15. Храмова К.В. «Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией» (2004)
16. Габдулхаков Р.А. «Социально-философский анализ преодоления преступности (на материале исследования управленческих решений МВД)» (2004)
17. Зубаирова-Валеева А.С. «Религиозное врачевание как феномен культуры» (2005)
18. Нафикова Г.З. «Императивы экологической этики в образовательном процессе» (2005)
19. Исаева Л.Г. «Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества» (2005)
20. Мингазова Н.Р. «Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии» (2005)
21. Киямова В.Х. «Гуманизация системы профессионального образования» (2005)
22. Ахметшин А.Х. «Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью» (2005)
23. Барыкина Г.А. «Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи» (2006)
24. Моджина Н.В. «Право как ценность и его роль в воспитании личности» (2006)
25. Янгирова С.М. «Конкуренция и социальная адаптация в трансформирующемся обществе (социально-философский анализ)» (2006)
26. Резяпова Г.Ф. «Терроризм как социальное явление» (2006)
27. Соколов В.М. «Биоэтика и нравственные императивы формирования социально-профессиональной ответственности современного поколения молодежи» (2007)
28. Нурова А.Р. «Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества» (2007)
29. Валеева А.С. «Социальная детерминированность внутриличностного конфликта (социально-философский анализ)» (2008)
30. Усманов И.М. «Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе (социально-философский анализ)» (2008)
31. Басыров А.Х. «Джадидизм: социально-философский анализ» (2009) – канд. дисс.
32. Афанасьева О.Г. «Особенности формирования экологических потребностей молодежи» (2009).
33. Кокин О.И. «Личность наркомана» (2009).
34. Билалова Л.М. «Проблемы развития семьи в условиях современного российского общества» (2009)
35. Шайдуллин Т.Т. «Структура и динамика политической культуры студенческой молодежи в современном российском обществе: региональный аспект (социально-философский анализ)» (2010).
36. Верительникова А.В. «Право в системе социальных норм в современном российском обществе: Социально-философский анализ» (2010).
37. Исанбаева С.Д. «Справедливость как принцип гармонизации социальных отношений» (2010).
38. Ахунова Г.М. «Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности» (2010).
39. Султанова Л.И. «Социальная ответственность в условиях глобализации (социально-философский анализ)» (2011) .
40. Аминев Закирьян Галимьянович «Космогонические и космологические воззрения древних башкир» — (2011) — канд. дисс.

Перечень докторских диссертаций (научный консультант – Азаматов Д.М.):
1. Курачев Д.Г. «Межконфессиональные отношения как формы социокультурного взаимовосприятия (социально-философский анализ)» (2005).
2. Иванова О.М. «Взаимодействие факторов индивидуального и общественного здоровья человека в условиях современной цивилизации» (2007).
3. Мазов Н.Ю. «Спорт как социокультурное явление» (2009).
4. Валитов И.О. «Здоровье человека в экологической и демографической культуре» (2010)

Список имеющихся на кафедре авторефератов

1. Свириденко А.А. «Формирование государственной философии на современном этапе» (1996)
2. Кошкарова Н.И. «Бытие человека в культуре (на материале американской культурной антропологии)» (1996)
3. Иванова О.М. «Социально-философские аспекты становления страховой медицины (на материалах Республики Башкортостан)» (1997)
4. Сапрыко И.А. «Саморазвитие человека как принцип социально-профессионального воспитания (социально-философский аспект)» (1999)
5. Гималетдинова Р.И. «Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья» (2000)
6 Мазов Н.Ю. «Спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социально-философский анализ» (2000)
7. Резванова Э.Д. «Гуманизм как единство инновации и традиции в контексте итальянского Возрождения: социально-философский аспект» (2000)
8. Ширяева А.А. «Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ» (2000)
9. Филиппов Н.А. «Социальный конфликт в условиях трансформации российского общества (социально-философский анализ)» (2001)
10. Мурзагалин З.Д. «Этическое сознание (социально-философский анализ)» (2002)
11. Порошина Т.Ю. «Социально-философский анализ становления смысла жизни человека» (2002)
12. Лобанов А.В. «Социально-философский анализ оснований функционирования средств массовой информации» (2002)
13. Ахматдинова М.Р. «Психоанализ и психическое здоровье личности: социально-философские аспекты» (2002)
14. Храмова К.В. «Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией» (2004)
15. Габдулхаков Р.А. «Социально-философский анализ преодоления преступности (на материале исследования управленческих решений МВД)» (2004)
16. Зубаирова-Валеева А.С. «Религиозное врачевание как феномен культуры» (2005)
17. Нафикова Г.З. «Императивы экологической этики в образовательном процессе» (2005)
18. Исаева Л.Г. «Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества» (2005)
19. Мингазова Н.Р. «Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии» (2005)
20. Киямова В.Х. «Гуманизация системы профессионального образования» (2005)
21. Ахметшин А.Х. «Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью» (2005)
22. Барыкина Г.А. «Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи» (2006)
23. Моджина Н.В. «Право как ценность и его роль в воспитании личности» (2006)
24. Янгирова С.М. «Конкуренция и социальная адаптация в трансформирующемся обществе (социально-философский анализ)» (2006)
25. Соколов В.М. «Биоэтика и нравственные императивы формирования социально-профессиональной ответственности современного поколения молодежи» (2007)
26. Нурова А.Р. «Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества» (2007)
27. Валеева А.С. «Социальная детерминированность внутриличностного конфликта (социально-философский анализ)» (2008)
28. Усманов И.М. «Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе (социально-философский анализ)» (2008)
29. Афанасьева О.Г. «Особенности формирования экологических потребностей молодежи» (2009).
30. Билалова Л.М. «Проблемы развития семьи в условиях современного российского общества» (2009)
31. Шайдуллин Т.Т. «Структура и динамика политической культуры студенческой молодежи в современном российском обществе: региональный аспект (социально-философский анализ)» (2010).
32. Верительникова А.В. «Право в системе социальных норм в современном российском обществе: Социально-философский анализ» (2010).
33. Исанбаева С.Д. «Справедливость как принцип гармонизации социальных отношений» (2010).
34. Ахунова Г.М. «Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности» (2010).
35. Султанова Л.И. «Социальная ответственность в условиях глобализации (социально-философский анализ)» (2011) .
36. Курачев Д.Г. «Межконфессиональные отношения как формы социокультурного взаимовосприятия (социально-философский анализ)» (2005).
37. Иванова О.М. «Взаимодействие факторов индивидуального и общественного здоровья человека в условиях современной цивилизации» (2007).
38. Валитов И.О. «Здоровье человека в экологической и демографической культуре» (2010)
39. Басыров А.Х. «Джадидизм: социально-философский анализ» (2009) – канд. дисс.
40. Кокин О.И. «Личность наркомана» (2009).
41. Мазов Н.Ю. «Спорт как социокультурное явление» (2009).
42. Резяпова Г.Ф. «Терроризм как социальное явление» (2006)
43. Газизов И.Р. «Молодежь в трансформирующемся обществе» (2003)

Аспиранты кафедры:
[attachment=2383]

Информация для аспирантов
[attachment=2384]
[attachment=2385]
[attachment=2386]
[attachment=2387]
[attachment=2388]
[attachment=2389]

Добавить комментарий

(*) Required, Your email will not be published