Естествознание – основа фундаментального образования врачей

В.Н. ПАВЛОВ, ректор Башкирского государственного медицинского университета Минздравсоцразвития РФ, доктор медицинских наук, профессор

Естествознание – основа фундаментального образования врачей

Эпоха современной техногенной цивилизации, имея ряд специфических черт и особенностей, не может не влиять на требования к подготовке будущих врачей. Поэтому в рамках федеральных государственных стандартов нового поколения возрастают требования к общекультурным компетенциям врача.

Прежде всего, это касается науки, которая сегодня считается элементом культуры, взаимосвязанным и взаимодействующим со всеми другими элементами культуры. Кроме того, многие авторы подчеркивают единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, так как через мировоззрение и мироощущение все гуманитарные явления приобретают признаки естественнонаучной культуры, характерные для конкретной исторической эпохи.

В.Н. ПАВЛОВ, ректор Башкирского государственного медицинского университета Минздравсоцразвития РФ, доктор медицинских наук, профессор

Естествознание – основа фундаментального образования врачей

Эпоха современной техногенной цивилизации, имея ряд специфических черт и особенностей, не может не влиять на требования к подготовке будущих врачей. Поэтому в рамках федеральных государственных стандартов нового поколения возрастают требования к общекультурным компетенциям врача.

Прежде всего, это касается науки, которая сегодня считается элементом культуры, взаимосвязанным и взаимодействующим со всеми другими элементами культуры. Кроме того, многие авторы подчеркивают единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, так как через мировоззрение и мироощущение все гуманитарные явления приобретают признаки естественнонаучной культуры, характерные для конкретной исторической эпохи.

Естествознание в наше время рассматривается как теоретическая основа промышленности, техники и медицины, фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Еще в 1932 году величайший представитель науки и культуры ХХ столетия Э. Шредингер в работе «Зависит ли наука от общества?» отмечал, что «все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой» и «научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны без своего культурного контекста». Научный прогресс сегодня – основа техники, технологический базис современной цивилизации, определяющий успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферах человеческой деятельности.

Уровень развития медицины как одной из областей естественных наук является показателем развития общества и зависит от достижений фундаментальной науки, которая дает основы знаний базисных структур природы, мышления, законов развития конкретного общества и всего человечества в целом. Но ее достижения нельзя непосредственно внедрить в практическую деятельность человека. Фундаментальные исследования используются в прикладной науке для решения познавательных и социальных проблем, развития экономики, медицины, получения «продукта», который в дальнейшем можно применить на практике. Разделение науки на фундаментальную и прикладную, конечно, условное. Некоторые результаты фундаментальной науки могут иметь высокую практическую ценность и использоваться непосредственно. И наоборот: отдельные результаты прикладной науки можно трактовать как открытия.

Формирование интеллектуально зрелого специалистамедика, владеющего теоретическими основами и способного применить достижения фундаментальной науки в прикладном значении, – ответственная и важная задача высшей школы.

Конструирование образовательного процесса на основе принципа фундаментального образования является актуальным и значимым фактором развития инновационных технологий, определяющих не только конкурентоспособность выпускника и вуза, но и страны в целом. Следовательно, должны возрасти ответственность общеобразовательных кафедр в оценке методик преподавания фундаментальных наук и расшириться их связи с кафедрами, преподающими специальные медицинские дисциплины. Это позволит отойти от устаревшего и второстепенного педагогического материала и в то же время улучшит понимание того, что фундаментальная наука необходима для совершенствования прикладной медицины. Например, невозможно внедрить в практику нанотехнологии, если врач не понимает физико-химические основы данного научного открытия. Именно об этом говорили участники III Международного симпозиума «Объемные наноструктурные материалы: от науки к инновациям BNM2011» и II Международной специализированной выставки по нанотехнологиям, в которых приняли активное участие ученые Башкирского государственного медицинского университета.

Современный образовательный процесс в медицинском университете требует более четкого методологического подхода к обучению, так как в эпоху использования инновационного потенциала главной и конечной целью деятельности вуза является выпуск специалиста, нацеленного на понимание необходимости фундаментальной науки для обеспечения населения страны самым важным – высококвалифицированной высокотехнологичной медицинской помощью.

В эпоху использования инновационного потенциала, вуз должен быть интегрирован в мировой образовательный процесс, что и предполагает государственный образовательный стандарт третьего поколения. Башкирский государственный медицинский университет имеет восьмидесятилетний опыт выпуска врачей и как один из старейших вузов России подготовлен к работе в новых условиях всей своей историей. За прошедшие годы здесь созданы многочисленные научные школы хирургов, онкологов, терапевтов, педиатров, неврологов, инфекционистов, дерматологов, биохимиков, морфологов и сформирован штат высококвалифицированных специалистов, обучивших врачей, востребованных во многих уголках страны. Важно отметить, что особенно большое влияние на развитие науки и педагогического мастерства в вузе оказала совместная работа с профессорами 1-го Московского медицинского института, эвакуированного в Уфу в годы Великой Отечественной войны. Это значительно укрепило уровень и авторитет научных школ регионального вуза, которые и по сей день остаются высокими.

Башкирский государственный медицинский университет как современный вуз выстраивает свою деятельность на системе разработки, апробации и внедрения инноваций в учебный процесс. Основная задача учебного процесса – дать студентам университетское образование, базирующееся на глубоком знании основ естествознания, подготовить специалистов, способных встроиться как в разные уровни системы здравоохранения своего региона, так и в мировое медицинское сообщество.

ВИЗИТКА

ПАВЛОВ Валентин Николаевич – ректор Башкирского государственного медицинского университета Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор.

Родился в 1966 году в Уфе. С отличием окончил лечебный факультет Башкирского государственного медицинского института (1989), прошел интернатуру по хирургии. С 1993 года работал ассистентом, доцентом кафедры общей хирургии. В тридцать три года стал доктором наук. В 2000 году возглавил кафедру урологии. В 2006 году назначен проректором по лечебной работе. С 2011 года – ректор Башкирского государственного медицинского университета.

Создал научную школу урологов Республики Башкортостан. Подготовил 37 кандидатов и 4 доктора медицинских наук, опубликовал 570 научных и учебно-методических работ, получил 15 патентов на изобретения.

Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан. Председатель Общества урологов Республики Башкортостан. С 2001 года главный внештатный уролог Минздрава Республики Башкортостан. Член диссертационного совета 1-го Московского медицинского университета имени И.М. Сеченова, член редколлегии журналов «Медицинский вестник Башкортостана», «Врачебное сословие».

Литература

• Федеральный государственный образовательный стандарт. – М., 2009.
• Бордонская Л.А., Катанаев И.И. Концепции современного естествознания (программа курса и краткое изложение материала). – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995.
• Баранников А.И., Колосов Ю.А. и др. Современное естествознание. Фундаментальные концепции и проблемы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 7, 2011. – С. 123.
• Шарлаимова Г.Т., Чибисова О.В. Образование без границ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, №7, 2011. – С. 121.

Со ссылкой на www.akvobr.ru

Добавить комментарий

(*) Required, Your email will not be published