СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Система проведения занятий по курсу госпитальной хирургии
Целью цикла занятий на 5 курсе является дальнейшее освоение навыков по диагностике и лечению хирургических заболеваний, изучаемых по курсу госпитальной хирургии. Согласно программе по хирургическим болезням (2000 г.) преподавание ведется по блочному типу расписания. Одновременно занимаются 3 — 4 клинические группы.
Занятия 6-часовые. В первый день преподаватель знакомит студентов с тематикой и планом практических занятий в течение всего цикла. Студенты получают схему академической истории болезни. Преподаватель также знакомит студентов с хирургическими отделениями, на базе которых работает кафедра; рассказывает об истории госпитальной клиники и ее учебной, воспитательной и научной работе в настоящее время. На весь период работы в стационаре за каждым студентом закрепляется 2 койки для курации больных (на одного из них пишется академическая история болезни).
Курсовая работа выполняется в 9-10 семестрах дневного факультета. Выполнение курсовой работы включает:
1. Оформление академической истории болезни на курируемого больного с последующей его защитой на итоговом занятии. Примерный объем истории: 10-12 страниц рукописного текста. Планируемый объем самостоятельной работы — 8 часов.
Основными задачами оформления истории болезни являются: овладение методикой клинического обследования хирургического больного, интерпретации данных дополнительных методов исследования, обоснования диагноза, проведение дифференциальной диагностики, определения рациональной хирургической подготовки, оперативного вмешательства и послеоперационного ведения больного, а также освоения методики оформления медицинской документации. Студент завершает написание академической истории болезни в течение первых 3 дней практических занятий и сдает ее преподавателю. Проверенная преподавателем история болезни оценивается им по пятибалльной системе.
2. Составление реферативных обзоров по избранным темам программы. Примерный объем рефератов — 10 страниц. Объем самостоятельной работы — 10 часов. Основной задачей работы является отражение узловых вопросов изучаемой темы на современном уровне развития медицинской науки с последующим выступлением, овладение навыками самостоятельной работы с литературными источниками.
В процессе практических занятий необходимо особое внимание обратить на выполнение пробелов в знаниях студентов, особенно по таким разделам, как методика обследования больных, определение группы крови и вопросы переливания крови; латинская терминология, чтение рентгенограмм, написание рецептов, выполнение общеврачебных практических навыков. десмургия, решение практических вопросов в ургентной хирургии. Не менее 12 часов должно быть отведено на работу студентов в операционном блоке, перевязочных, различных функционально-диагностических отделениях клиники (эндоскопия, УЗИ).
Работа студентов в стационаре строится по следующему принципу:
1. Утренняя конференция 8.30-9.00
2. Курация больных 9.00-10.00
3. Тематический разбор больных, работа 10.00-14.00
в операционных, перевязочных и
функциональных подразделениях,
опрос студентов, теоретические занятия,
самостоятельная работа под
руководством преподавателя.
Контроль за работой студентов, проверка и оценка их знаний проводится преподавателем на клиническом разборе больных, тематических занятиях, итоговых занятиях. Цикл завершается защитой академической истории болезни и анализом всей деятельности студента на протяжении практических занятий. Знания студентов оцениваются по пятибальной системе.
Задачей обучения студентов 6 курса является дальнейшее развитие клинического мышления, отработка диагностических приемов, приобретение практических навыков по оказанию неотложной помощи, углубление теоретических знаний по хирургии. Работа студентов должна максимально приближаться к условиях практического здравоохранения и проводиться со всемерным развитием навыков самостоятельной работы.
Расширение теоретических знаний по основным разделам хирургии осуществляются путем чтения студентам лекционного курса, проведение с ними семинарских занятий, клинических разборов, клинических научно-практических конференций и т.д. За время работы студенты 6 курса должны закрепить и расширить навыки в диагностике и лечении хирургических заболеваний.
В соответствие с учебным планом на хирургию отводится 218 часов. Распределение учебных часов по формам обучения следующее: \»Работа в стационаре\» и \»Работа в поликлинике\».
Работа в стационаре
Задачей цикла является углубление теоретических знаний по хирургии, дальнейшее развитие у студентов клинического мышления, умение анализировать и обобщать полученные клинические данные; овладение практическими навыками, закрепление и расширение навыков современной диагностики и лечения хирургических заболеваний, умение разбираться в ситуациях при острых хирургических заболеваниях или осложнениях.
Характер занятий: В период работы в стационаре студенты ежедневно курируют больных на правах субординаторов. Самостоятельно проводят обследование и лечение больных (6 человек), выполняют диагностические и лечебные процедуры, участвуют в операциях под руководством опытных хирургов (или преподавателя). Они несут полную ответственность за своевременное обследование больных, подготовку их к операции, правильное оформление документации, принимают участие в санитарно-просветительной работе.
Организация и проведение занятий: Клинической базой для проведения занятий по данному циклу являются отделения общей, абдоминальной, грудной, сердечной, сосудистой хирургии (Клиника БГМУ, Республиканский кардиодиспансер).
Продолжительность занятий — с 8.30 до 14.00.
В первый день цикла преподаватель знакомит студентов с планом занятий, их обязанностями, с формами учета практических навыков, объемом работы хирургических отделений, примерным контингентом больных, производит закрепление палат. Намечает сроки и порядок проведения тематических разборов больных и итоговых (зачетных) занятий. Указываются темы занятий, литература (в основном монографическая), учебно-наглядные пособия по темам. Преподаватель знакомит студентов с методикой организации и проведения дежурства в стационаре. Затем студенты в оставшееся время первого дня обследуют \»закрепленных\» больных. Проведение занятий в последующие дни организуется следующим образом:
8.30-9.00 — утренние врачебные конференции, где студенты докладывают о проведенном дежурстве, о больных, подготовленных на операцию, или сообщают результаты оперативных вмешательств, выполненных накануне;
9.10-12.30 — курация больных (обход больных вместе с лечащим врачом, выполнение диагностических или лечебных манипуляций и пособий, в том числе и участие в операциях, оформление документации по курации и выписке больных), разбор тематических больных, разбор вопросов тактики при различных ситуациях, возникающих у курируемых или вновь поступивших больных, обсуждение, разбор поучительных случаев и ошибок во время дежурства и т.д.
12.30 – 14.00 – семинарские занятия, тестовые контрольные задания.
Еженедельно по понедельникам проводится общий обход отделения профессором, доцентами или ассистентами. Студенты активно участвуют в этих обходах на правах лечащего врача палаты.
Изучение нозологических форм хирургической патологии проводится цикловым методом. В течении одной недели студенты изучают одну из тем хирургической патологии. В течении недели перед зачетным занятием, которым завершается отработка каждой темы, студенты разбирают тематических больных, проводят диагностические и лечебные манипуляции, изучают монографическую литературу, пользуются учебно-наглядными пособиями. Заключительное занятие проводится по типу семинарского занятия или теоретического собеседования.
Вывод о достаточном уровне теоретической подготовки по каждой теме и умении студента применить эти знания в практической своей деятельности по курации больных делается преподавателем на основании правильных и обстоятельных ответов на контрольные теоретические вопросы и степени их активности в разборе больного, прочности и объема усвоенных практических навыков диагностического и лечебного плана.
Контроль за работой студентов и оценка знаний. Контроль за работой студентов, проверка и оценка их знаний, степень усвоения ими практических навыков проводится преподавателем во время утренней врачебной конференции, на клинических обходах, при разборе больных, на семинарах, при индивидуальных беседах преподавателя с студентами, по результатам тестового контроля, на итоговых занятиях. Оценка дается по пятибалльной системе.
Работа в поликлинике.
Задачей цикла поликлинических занятий является дальнейшее развитие у студентов навыков самостоятельной работы в хирургическом кабинете поликлиники, практическое освоение основных методов диагностики и лечения, применяемых в амбулаторной хирургии: знакомство с экспертизой временной нетрудоспособности, принципами диспансеризации и реабилитации больных.
Характер занятий. Самостоятельный прием студентами больных с хирургической патологией под контролем врача-хирурга, производство перевязок, амбулаторных хирургических манипуляций, заполнение амбулаторных карточек и др., медицинской документации хирургического кабинета, участие в работе ВКК и МСЭК.
Организация и проведение занятий. Для проведения занятий по этому циклу, студенты распределяются по поликлиникам г. Уфы ( по 1-2 человека на хирургический прием ); утренний прием с 9.00 до 14.00, вечерний — с 14.00 до 19.00.
Накануне преподаватель знакомит студентов с планом и особенностями работы в поликлинике, с необходимой документацией, с теми требованиями, которые предъявляются студентам во время занятий по этому циклу (не только учебного, но и этического характера), намечает тематику семинарских занятий, распределяет студентов по базам, указывая часы их работы, и дает форму учета работы в поликлинике (дневник студента). В виде семинара в этот же день субординаторы должны разобрать следующие вопросы: порядок выдачи больничных листов, организация работы ВКК и МСЭК, диспансерный метод работы в хирургии. Во все последующие дни студенты самостоятельно (под контролем врача-хирурга) ведут прием хирургических больных, выполняя все необходимые манипуляции как диагностического, так и лечебного порядка, участвуют в работе ВКК и МСЭК; принимают непосредственное участие в санпросветработе, проводимой хирургическим кабинетом, обслуживают больных на дому.
Вся практическая работа студентов (в пределах учебных часов) должна быть согласована с планом и распорядком того хирургического кабинета, который является их учебной базой.
Групповые семинарские (тематические) занятия по итогам работы в поликлинике проводятся по заранее намеченной в первый день цикла тематике. В эти дни занятия проводятся в учебной комнате кафедры, перевязочных, палатах по следующему плану:
9.00 — 10.15 — разбор тематических больных;
11.00 — 13.50 — ( с одним перерывом ) — семинарское тематическое занятие
13.50 — 14.00 — проведение итогов занятия, оценка знаний студентов.
В последний день поликлинического цикла проводится итоговое занятие ( к этому дню студенты обязаны закончить свои дневники и подвести итоги своей практической деятельности за цикл \»Работа в поликлинике\» с 9.00 до 13.30 преподаватель проводит индивидуальный опрос студентов с учетом анализа его дневника активности работы в поликлинике, используя при этом практические задачи, рентгенограммы и другие наглядные пособия, Дневники после проверки и оценки преподавателя возвращаются студентам.
Контроль за проведением занятий и оценка знаний студентов. Контроль за работой студентов осуществляет преподаватель, ежедневно посещающий поликлиники. Преподаватель ведет журнал учета посещаемости студентов поликлинических занятий.
Основным учебным документом является дневник, При посещаемости поликлиники преподаватель проверяет дневник студента, проводит собеседование по принятым больным или выполненным манипуляциям, проверяет выборочно записи студентов в амбулаторных карточках, оценивает знания и работу студентов ( фиксирует в журнале ), проводит совместный прием и консультации больных. Оценка знаний, кроме вышеуказанного, осуществляется на семинарских (тематических ) занятиях и при проведении итогового занятия в конце цикла.
Тематика семинарских занятий;
— Местная и общая хирургическая инфекция.
Форма дневника студента. Форма дневника студента приведена в методическом руководстве для преподавателей и студентов. К итоговому занятию студент должен подвести итоги работы в поликлинике в количественном выражении, Последний лист дневника — заключение и оценка преподавателя по практическим занятиям и проверка дневника.

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *