КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Кафедра детских инфекционных болезней базируется в инфекционной больнице №4 г.Уфы по адресу: ул. Запотоцкого, 36. Проезд транспортом до остановки «Парк Якутова».
В связи с открытием в 1961 году педиатрического факультета возникла необходимость преподавания детских инфекционных болезней. Из числа сотрудников кафедры детских болезней (зав.кафедрой, профессор Е.Н. Третьякова) преподавание этого раздела было поручено ассистенту к.м.н.



Л.В. Макаровой.
КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Она читала лекции и проводила практические занятий первоначально на лечебном, а в последующем с 1966 года и на педиатрическом факультете. В этом же году в преподавание включилась врач Н.А. Касимовская, которая защитила первую по этой кафедре диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук в 1969 году. В последующем к преподаванию инфекционных болезней у детей была приглашена врач Р.Х. Тенишева, а в 1970 году ассистент М.П. Соколова.
С сентября 1971 года был выделен самостоятельный курс детских инфекций. В тот же год в состав курса вошли высококвалифицированные специалисты, прошедшие подготовку в клинической ординатуре на базе Ленинградского НИИ детских инфекций — И.А. Ушакова, защитившая диссертацию в 1975 году, Н.Г. Аюпова, В.В. Шишова.
По мере роста и становления педиатрического факультета в 1974 году курс был преобразован в кафедру детских инфекционных болезней с эпидемиологией. Возглавила кафедру доцент Л.В. Макарова. В этом же году, закончив аспирантуру и защитившись в Москве, сотрудником кафедры стала С.И. Мамон.
Л.В. Макарова успешно защитив в 1977 году диссертацию на соискание степени доктора наук, в 1979 получает ученое звание профессора. В дальнейшем кафедра расширяется — в 1983 году педагогический состав пополнили к.м.н. Ф.Г. Исхакова и А.Н. Киршина.
С 1986 года кафедрой заведует доцент И.А. Ушакова. Состав кафедры претерпевал динамические изменения, некоторые преподаватели уходили с кафедры, на смену им приходили молодые. Так сотрудниками кафедры стали врачи М.А. Борковская, Б.А. Святский, Т.Д. Просвиркина, Н.Д. Куватова. После окончания в 1989 году целевой аспирантуры на базе Ленинградского НИИ детских инфекций ассистентом кафедры стал В.Б. Егоров. Успешно защитил кандидатскую диссертацию после окончания заочной аспирантуры ассистент Б.А. Святский. Не останавливаясь на достигнутом, Святский Б.А. блестяще защищает докторскую диссертацию в РГМУ становится профессором на кафедре детских инфекций этого университета.



Коллектив кафедры 2008 год


КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ


Главной задачей кафедры с момента ее образования была и остается учебно- методическая работа. Основной объем этого раздела работы приходится на долю И.А. Ушаковой — заведующей кафедрой с 1986 года. Повышение качества обучения в медицинском вузе связано с решением важнейших методологических проблем. Оптимизация учебного процесса предусматривает всестороннее совершенствование сложившихся и творческую разработку и внедрение новых форм и методов учебно-вспомогательной работы. При проведении практических занятий уделяется внимание формирования одного из важнейших навыков — общению с инфекционным больным.
На кафедре используются ситуационные задачи, клинические разборы, тестовый контроль знаний, семинарские занятия, создаются межкафедральные программы (Синдром экзантемы у детей, Вирусный гепатит у детей, Синдром крупа у детей, Менингиты у детей). На кафедре детских инфекций накоплен определенный опыт по использованию ситуационных задач в процессе обучения и контроля уровня знаний студентов. Поиск правильного решения задачи в определенной ситуации развивает творческие способности будущих специалистов, вырабатывает умения и навыки самостоятельного принятия решений. На кафедре применяются ситуационные задачи различных степеней сложности. Сложность их возрастает по мере увеличения объема изученного материала по дисциплине. Решение ситуационных задач активизирует использование имеющихся знаний, повышает мотивацию к усвоению учебного материала и позволяет приобрести навыки творческого решения заданий в условиях самостоятельной работы. Одной из основных целей обучения на кафедре детских инфекций является развитие у студентов клинического мышления.
Одной из форм активного обучения является моделирование профессиональной деятельности ситуаций, в которых студент должен выполнять функции и обязанности специалиста. Наиболее уместными такие способы обучения представляются для студентов старших курсов, для которых первостепенное значение имеет не только объем получаемой информации, но и выработка исследовательских и поведенческих навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной.
В учебном процессе на кафедре детских инфекционных болезней БГМУ наряду с другими методами обучения используется деловая игра с решением многоуровневых ситуационных задач. Такие задачи посвящены вопросам неотложных состояний, возникающих при тех или иных заболеваниях (например, инфекционно-токсический шок при менингококковой инфекции, синдром крупа и др.). Первый уровень задачи посвящен первичному осмотру больного на дому, действиям участкового врача и врача «скорой помощи». Второй уровень задачи — больной находится в приемном отделении инфекционной больницы и специализированном отделении. Необходимо дать трактовку полученных лабораторных данных, поставить предварительный диагноз, наметить лечебные мероприятия.
Организуется деловая игра следующим образом. Студентам предварительно предлагается тема предстоящей игры, затем на занятии преподаватель распределяет из числа студентов «действующие лица»: «участковый врач», «врач скорой помощи», «врач-инфекционист» и др. (в соответствии с таковыми в реальной ситуации, описанной в задаче). Преподаватель играет роль «рецензента», тактично корригируя ход дискуссии и ее результаты. При правильно организованной игре в обсуждении принимают участие не только «действующие лица», но и студенты всей группы. Игра принимает интересный эмоциональный характер. Конечно, это может быть достигнуто только при наличии соответствующих мотивационных установок у студентов. В результате проведения деловой игры достигаются следующие цели. Во-первых, при разборе ситуации и подготовке к игре студенты улучшают знания и получают новую информацию по дисциплине (в зависимости от конкретной ситуации). Во-вторых, осваивают нормы поведения и деонтологические принципы коллегиального общения клиницистов между собой. В- третьих, отрабатывают навыки клинического анализа и оценки наблюдения, столь важные в их будущей практической работе.
Одним из существенных звеньев методической системы является объективный контроль качества знаний студентов. В этом отношении внедрение программированного контроля на различных этапах обучения сыграло положительную роль. Успешное управление учебным процессом, как известно, основано на обратной связи, осуществляемой главным образом в процессе контроля. Существуют два метода контроля знаний: первый — традиционный устный опрос (собеседование), второй -объективный письменный программированный контроль (тестовый). Мы используем оба эти метода. Тестовый контроль обладает неоспоримыми достоинствами и дает возможность унифицировать требования к студентам, одновременно охватить всю группу по широкому кругу вопросов за достаточно короткое время и объективно оценить ответы студентов. Кафедра разработала тестовый контроль по всем основным темам дисциплины, который включает задания первого уровня предназначенные для самоподготовки студентов и проведения исходного контроля знаний в начале занятия. Тесты второго уровня сложности предназначены для итогового контроля знаний в конце разбора темы.
Сравнительный анализ устного опроса и последующего компьютерного контроля показал большую объективность последнего. Так, при устном опросе положительных оценок было на 15% больше. По-видимому, это объясняется субъективными факторами, которые всегда присутствуют при устном опросе.
В основу зачета по предмету положено письменное решение каждым студентом типовой клинической задачи. После проверки решения задачи с каждым студентом проводится индивидуальное собеседование, во время которого выявляется уровень клинического мышления.
Суммарная оценка знаний студентов складывается из оценки письменного решения ситуационной задачи, устного собеседования и текущей успеваемости.
В течение многих лет основным направлением научных исследований кафедры являлась проблема вирусных гепатитов.
С целью установления критериев дифференциальной диагностики острого и хронического гепатита и определения показаний к проведению различных видов терапии выполнялись клинико- иммунологические исследования при различных вариантах заболевания. Эти исследования позволили установить характер вторичного иммунодефицита, обосновать критерии ранней диагностики хронического гепатита и доказать эффективность иммуномодулирующей терапии. В настоящий момент продолжается расширенное изучение иммунологического статуса детей с тяжелым хроническим гепатитом, злокачественными вариантами заболевания для целей прогноза течения и исходов патологического процесса в целом.
Большим вкладом в решение этой проблемы является исследование различных вариантов хронического гепатита в докторской диссертации В.Б. Егорова. Автор на большом клиническом материале изучил клинику, морфологию, иммуно- гормональные взаимоотношения и эффективность различных видов терапии при хронических гепатитах. Разработаны оригинальные схемы лечения этих больных, предложен способ лечения синдрома холестаза.
Этой же проблеме было посвящено диссертационное исследование Н.Д. Куватовой. Целью ее работы явилось изучение изменений щитовидной железы у подростков с вирусным гепатитов В и их влияние на различные виды обмена для определения критериев дифференциальной диагностики, прогноза течения заболевания и выбора рациональных схем терапии.
Завершена работа Т.Д. Просвиркиной на тему «Особенности клинико- биохимического действия этимизола при вирусных гепатитах у детей». Автором было установлено определенное воздействие этимизола на клиническое течение заболевания, динамику биохимических показателей, а также выявлен тот факт, что этимизол является адаптогеном в оптимальном гормональном ответе организма на заболевание.
Вместе с тем, научный интерес кафедры не ограничивается только вирусным гепатитом. Закончена работа С.А. Ларшутина на тему «Применение антитоксического противококлюшного иммуноглобулина при лечении коклюша у детей». Впервые изучена терапевтическая эффективность препарата в лечении детей с коклюшной инфекцией при различных вариантах течения заболевания и была установлена высокая эффективность данного способа лечения при отсутствии побочных эффектов.
Также на кафедре осуществляется изучение особенностей геморрагической лихорадки с почечным синдромом у детей. Этому вопросу было посвящено исследование Мамон М.А., которой было установлено преобладание в клинике заболевания общетоксического синдрома при умеренных геморрагических и почечных проявлениях.
Именно изучение острого периода ГЛПС и развитию инфекционно -токсического шока при данном заболевании составило цель работы, выполняемой в настоящее время соискателем А.П. Ширяевым.
Сотрудники кафедры вносят значительный вклад в инфекционную службу республики. Так показатели инфекционной заболеваемости в РБ в течение многих лет ниже показателей по России. В республике ликвидирована дифтерия, полиомиелит, случаи кори стали единичными. Значительно увеличен уровень охвата профилактическими прививками детей до 95 %, что и способствует снижению инфекционной заболеваемости.

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *