УЧЕБНАЯ РАБОТА

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по пропедевтике детских болезней для студентов 3 курса педиатрического факультета
1. Введение в предмет. Знакомство с организацией работы детской больницы, её отделений, детской поликлиники (консультации) и её структуры. Основы врачебного профессионального поведения, биомедицинской этики. Знакомство с основной медицинской документацией (история развития и история болезни). Санитарно-эпидемиологический режим детских лечебно-профилактических учреждений. Основы законодательства по детству, приказы по охране материнства, детства в РФ и РБ.
2. Методика собирания анамнеза жизни и болезни ребёнка.
3. Общий осмотр здорового ребёнка. Общий осмотр больного ребёнка. Критерии оценки тяжести состояния больного. Знакомство со схемой истории болезни (развития) ребёнка.
4. Техника антропометрических измерений. Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка полового развития, методы физического воспитания, группы здоровья, физические нагрузки у школьников.
5. Оценка патологических отклонений физического развития детей, хронические расстройства питания, ожирение, непропорциональное развитие. Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре. Влияние социальных и экологических факторов на физическое развитие.
6. Оценка нервно-психического развития ребёнка. Режим для детей различного возраста. Рефлексы новорождённых и грудных детей. Сроки формирования, развития моторики, эмоций, речи.
7. Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей (олигофрения, интоксикационные психозы, неврозы, энцефалит, менингит, эпилепсии, наркомания, алкоголизм).
8. Комплексная оценка физического, нервно-психического и полового развития здорового ребёнка. Коллоквиум по оценке физического и нервно-психического развития больного и здорового ребёнка.
9. АФО кожи, подкожной клетчатки, лимфатической системы, семиотика их поражений, методика обследования.
10. АФО и методика обследования костно-мышечной системы, семиотика их поражений.
11. АФО и методика обследования органов дыхания.
12. Методика исследования органов дыхания у детей и подростков.
13. Семиотика и основные синдромы поражения органов дыхания у детей.
14. Функциональные методы исследования органов дыхания у детей.
15. Методика исследования органов пищеварения у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями.
16. Семиотика и синдромы поражения органов пищеварения у детей и подростков.
17. Инструментальные и лабораторные методы исследования органов пищеварения у детей и подростков.
18. Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей в связи с анатомо-физиологическими особенностями.
19. Семиотика и синдромы основных поражений органов мочеобразования и мочеотделения у детей (острый и хронический гломерулонефрит, пиелонефрит, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом) у детей.
20. Методика исследования и семиотика основных поражений системы кроветворения у детей. Гемограмма здоровых детей различных возрастов.
21. Анемический, гемолитический, геморрагический синдромы при различных видах анемии, тромбоцитопатии, ДВС — синдроме, лейкозе и лимфогранулематозе. Лабораторные, цитологические, рентгенологические и инструментальные методы исследования при поражении кроветворной системы.
22. Обследование детей для написания самостоятельной истории болезни (развития). Самостоятельная работа (студенческая история болезни) с использованием основной и дополнительной литературы.
23. Комплексная оценка состояния здоровья детей различного возраста. Критерии оценки. Группы здоровья. Методические подходы к оценке здоровья детей. Защита истории болезни.
24. Методика исследования иммунитета и основные синдромы поражения иммунной системы у детей.
25. Методика исследования эндокринных желёз. Семиотика нарушения роста и полового созревания.
26. Естественное вскармливание и показания к введению блюд коррекции и прикорма.
27. Сроки и правила введения прикорма. Критерии оценки достаточности питания ребёнка при естественном вскармливании.
28. Искусственное вскармливание, молочные смеси, адаптированные, частично адаптированные, неадаптированные. Принципы их выбора. Правила искусственного вскармливания.
29. Понятие о докорме. Степени недостаточности грудного молока. Правила смешанного вскармливания.
30. Питание детей старше года. Знакомство с организацией питания в детских учреждениях. Понятие о физиологических столах.
31. Коллоквиум по питанию детей раннего возраста. Итоговый тестовый контроль по пропедевтике детских болезней.
32. Методика обследования ребёнка. Зачёт.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ по пропедевтике детских болезней
1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребёнке. Достижения республиканской, отечественной и зарубежной педиатрии. Периоды детского возраста и их значение для организации мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие детей.
2. Физическое развитие детей и подростков. Биологическая акселерация и зрелость. Оценка физического развития ребёнка различными способами. Семиотика нарушений физического развития.
3. АФО костной и мышечной систем и семиотика их поражений у детей. Допустимые физические нагрузки.
4. Нервно-психическое развитие детей различного возраста, исходя из особенностей развития ЦНС. Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей. Социальное развитие детей.
5. АФО кожи, подкожной клетчатки. Семиотика их основных поражений.
6. АФО органов кровообращения у детей. Функциональные и инструментальные методы исследования системы кровообращения.
7. Семиотика основных поражений системы кровообращения у детей.
8. АФО системы дыхания у детей. Функциональные и инструментальные методы исследования органов дыхания.
9. Семиотика и синдромы основных поражений системы дыхания.
10. АФО органов мочеобразования и мочеотделения, синдромы их поражений.
11. Развитие иммунитета и структура заболеваемости детей различного возраста. Синдромы задержки развития и нарушения различных звеньев иммунного процесса.
12. АФО органов пищеварения у детей.
13. Семиотика и основные синдромы поражения пищеварительной системы у детей.
14. Возрастные АФО эндокринных желез у детей, семиотика их поражений. Половое развитие детей.
15. Особенности системы крови и органов кроветворения у детей.
16. Семиотика и основные синдромы поражения органов кроветворения.
17. Вскармливание детей 1 года жизни (естественное).
18. Вскармливание детей 1 года жизни (смешанное и искусственное).

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по детским болезням для студентов 4 курса педиатрического факультета

1. Рахит. Гипервитаминозы. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия.
2. Детская экзема. Нервно-артритический диатез. Аллергический диатез.
3. Железодефицитная анемия у детей раннего возраста.
4. Острые расстройства пищеварения.
5. Хронические расстройства пищеварения.
6. Бронхиты.
7. Острые пневмонии у детей раннего возраста. Деструктивная пневмония.
8. Острые пневмонии у детей старшего возраста.
9. Хроническая пневмония
10. Защита истории болезни.
11. Хроническая пневмония
12. Бронхиальная астма
13. Ревматизм
14. Приобретённые пороки сердца
15. Врождённые пороки сердца
16. Гломерулонефрит
17. Пиелонефрит
18. Гастриты. Язвенная болезнь желудка и 12-пёрстной кишки
19. Болезни желчного пузыря и желчных путей
20. Итоговое тестирование. Практические навыки.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ по детским болезням
1. Железодефицитная анемия у детей раннего возраста.
2. Аномалии конституции. Детская экзема. Атопический дерматит.
3. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.
4. Неинфекционная диарея у детей раннего возраста. Токсикоз с эксикозом.
5. Бронхиальная астма.
6. Бронхиты у детей.
7. Острые пневмонии.
8. Рахит. Гипервитаминоз Д.
9. Хроническая пневмония (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, интерстициальная пневмония).
10. ВПС.
11. Гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и 12-пёрстной кишки.
12. Болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей.

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ РЕБЁНКА
[attachment=134]

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
1. Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни.
2. Составление генеалогического дерева.
3. Осмотр ребёнка, оценка состояния и сознания ребёнка.
4. Определение длины, массы тела, окружностей головы и груди на первом году жизни.
5. Определение длины, массы тела, окружностей головы и груди у детей после года.
6. Проведение и оценка филиппинского теста у детей.
7. Определение и оценка антропометрических индексов (Чулицкой I, II, Эрисмана и т.д.).
8. Определение физического развития детей по местным стандартам (методом сигмальных отклонений).
9. Определение физического развития детей центильным способом.
10. Определение стадии развития вторичных половых признаков у девочек и мальчиков.
11. Оценка психо-моторного развития ребёнка 1-го года жизни (сроки развития анализаторов, эмоций, статических и моторных функций, этапы развития речи).
12. Оценка нервно-психического развития детей после года.
13. Проверка следующих рефлексов: хоботкового, шейно-тонического, ладонно-ротового, Моро, Робинсона, Бабинского, ползания по Бауэру, Кернига, Галанта, Переса, поискового и т.д..
14. Определение ригидности затылочных мышц, симптомов Брудзинского.
15. Симптомы Хвостека, Труссо, Люста.
16. Определение элементов сыпи на коже ребёнка.
17. Определение влажности или сухости, температуры кожи у ребёнка.
18. Определение эластичности кожи.
19. Проверка состояния кровеносных сосудов (синдром «щипка», «жгута», «молоточка»).
20. Проверка и оценка дермографизма у ребёнка.
21. Определение равномерности и степени развития подкожно-жировой клетчатки.
22. Определение толщины подкожно-жировой клетчатки в 6 стандартных точках.
23. Определение тургора мягких тканей.
24. Определение наличия отёков.
25. Пальпирование затылочных и шейных лимфатических узлов.
26. Пальпирование подчелюстных и подбородочных лимфатических узлов.
27. Пальпирование шейную группу лимфатических узлов.
28. Пальпирование кубитальных лимфатических узлов.
29. Пальпирование торакальных лимфатических узлов.
30. Пальпирование подмышечных и паховых лимфатических узлов.
31. Пальпирование мезентериальных лимфатических узлов.
32. Осмотр полости рта у ребёнка (кольцо Пирогова – Вальдейера).
33. Проведение измерений родничков у ребёнка.
34. Определение наличия «чёток», «браслеток», «нитей жемчуга».
35. Определение наличия краниотабеса у ребёнка.
36. Оценка осанки у ребёнка.
37. Определение плоскостопия.
38. Оценка состояния позвоночника у ребёнка.
39. Оценка степени развития костяка.
40. Оценка формы грудной клетки.
41. Оценка формы ног.
42. Оценка степени развития мускулатуры.
43. Определение массы мышц
44. Определение тонуса мышц.
45. Определение силы мышц у ребёнка.
46. Определение эластичности (резистентности) грудной клетки.
47. Проведение исследований голосового дрожания, болезненности грудной клетки.
48. Проведение топографической перкуссии лёгких.
49. Проведение сравнительной перкуссии лёгких.
50. Определение подвижности лёгочного края.
51. Определение поля Кренига.
52. Определение выстояния верхушек лёгких.
53. Оценка характера и типа дыхания.
54. Проведение исследования бронхофонии.
55. Определение наличия симптомов Филатова, Франка.
56. Определение наличия симптомов Кораньи, де ля Кэмпа (Медовикова), «чаши Философова», Аркавина.
57. Определение наличия симптомов Смита, Д`Эспина, Домбровской.
58. Проведение дыхательных проб Штанге, Генча.
59. Проведение осмотра области сердца и периферических сосудов.
60. Определение сердечного и верхушечного толчков, их свойств.
61. Проведение перкуссия границ сердца.
62. Проведение аускультации сердца, дать характеристику тонов сердца.
63. Проведение аускультации сердца в стандартных точках и экстракардиально при наличии шума, оценка характеристики шума и заключение о его характере.
64. Проведение пальпации периферических сосудов.
65. Проведение функциональной пробы по Шалкову.
66. Измерение и оценка артериального давления у ребёнка.
67. Проведение функциональной пробы по Кушелевскому.
68. Проведение функциональной пробы по Вальдфогелю.
69. Проведение поверхностной ориентировочной пальпации живота.
70. Проведение методической, глубокой, скользящей пальпации живота.
71. Определение наличие асцита.
72. Определение размеров печени.
73. Определение размеров селезёнки.
74. Аускультоаффрикция желудка.
75. Проведение пальпации почек.
76. Определение болезненности в мочеточниковых точках.
77. Определение болевых точек почки.
78. Проведение пальпации и перкуссии мочевого пузыря.
79. Определение симптома Пастернацкого.
80. Определение подвижности почек у ребёнка.
81. Определение суточного диуреза и его оценка у детей.
82. Определение точки Мейо-Робсона и Дожардена.
83. Определение симптомов Мерфи, Мюсси, Кера, Ортнера.
84. Проверка симптомов Оппенховского, Боаса.
85. Проведение пальпации поджелудочной железы.
86. Проведение пальпации толстого кишечника.
87. Проведение пальпации селезёнки.
88. Проверка симптома Щеткина-Блюмберга.
89. Определение формы и объёма движений в суставах.
90. Осмотр и пальпация щитовидной железы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДЕТСКИМ БОЛЕЗНЯМ
1. Рахит, факторы, обусловливающие развитие рахита.
2. Рахит. Патогенез.
3. Рахит, клинические проявления в зависимости от степени тяжести.
4. Рахит. Классификация.
5. Диагностика рахита.
6. Лечение рахита в зависимости от степени тяжести.
7. Анте- и постнатальная профилактика рахита.
8. Спазмофилия. Предрасполагающие факторы, патогенез.
9. Спазмофилия. Диагноз, дифференциальный диагноз.
10.Спазмофилия. Лечение. Неотложная помощь при приступе. Профилактика.
11. Гипервитаминоз Д. Причины, патогенез.
12. Гипервитаминоз Д. Клиника. Диагностика.
13. Гипервитаминоз Д. Профилактика, осложнения, лечение.
14. ЖДА у детей раннего возраста. Причины. Роль микроэлементов в питании детей 2-го полугодия жизни.
15. ЖДА. Патогенез, клиника, картина крови.
16. ЖДА. Диагноз, дифференциальный диагноз.
17. ЖДА. Принципы лечения. Диета, препараты железа.
18. ЖДА. Профилактика, диспансерное наблюдение.
19. Хронические расстройства пищеварения. Классификация. Понятие об эйтрофии, гипотрофии, гипостатуре, паратрофии.
20. Гипотрофии. Диагноз, дифференциальный диагноз, классификация.
21. Гипотрофия. Степени, клинические проявления в зависимости от степени.
22. Гипотрофия. Принципы лечения, диета, профилактика.
23. Неинфекционная диарея. Причины. Роль АФО желудочно-кишечного тракта в развитии простой диспепсии.
24. Острые расстройства пищеварения. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз.
25. Острые расстройства пищеварения у детей. Течение, исходы, лечение, профилактика.
26. Учение о конституции. Определение экссудативно-катарального диатеза (ЭКД).
27. Атопический дерматит, детская экзема. Этиология, патогенез.
28. Экссудативно-катаральный диатез (ЭКД), детская экзема. Клиника. Диагностика.
29. Детская экзема. Профилактика, лечение.
30. Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции.
31. Нейро-артритическая аномалия конституции.
32. Бронхиты. Этиология. Патогенез.
33. Бронхиты. Классификация. Диагноз и дифференциальный диагноз.
34. Острый бронхиолит. Клиника, рентгенологическая картина.
35. Особенности лечения острого бронхита.
36. Рецидивирующий бронхит. Патогенез.
37. Рецидивирующий бронхит. Диагноз, дифференциальный диагноз, взаимосвязь с ХНЗЛ.
38. Рецидивирующий бронхит. Клинические и рентгенологические проявления.
39. Лечение, течение, исходы рецидивирующего бронхита.
40. Острый обструктивный бронхит. Патогенез. Клиника.
41. Острый обструктивный бронхит. Диагноз, дифференциальный диагноз.
42. Острый обструктивный бронхит. Клиника. Лечение.
43. АФО организма детей раннего возраста, предрасполагающие к развитию и течению пневмоний.
44. Этиология предрасположенности острых пневмоний детей раннего возраста.
45. Патогенез острой пневмонии детей раннего возраста.
46. Классификация острых пневмоний.
47. Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний у детей раннего возраста.
48. Клиническая картина острой пневмонии детей раннего возраста.
49. Клиника очаговой сегментарной пневмонии. Критерии тяжести.
50. Острые пневмонии у детей старшего возраста. Этиология, Патогенез.
51. Терапия пневмонии.
52. Принципы лечения пневмонии. Антибактериальная терапия.
53. Диспансерное наблюдение детей, перенесших пневмонию.
54. Особенности антибактериальной терапии больничных и внебольничных пневмоний.
55. Острые пневмонии. Исходы. Профилактика. Диспансерное наблюдение.
56. Понятие о первичном инфекционном токсикозе. Патогенез.
57. Клинические проявления первичного инфекционного токсикоза.
58. Лечение первичного инфекционного токсикоза.
59. Деструктивная пневмония. Этиопатогенез.
60. Клиническая и рентгенологическая картина острой гнойной деструктивной пневмонии (ОГДП).
61. Особенности лечения деструктивной пневмонии.
62. Диспансерное наблюдение и реабилитационное лечение больных острой гнойной деструктивной пневмонии (ОГДБ).
63. ХНЗЛ. Этиология и предрасполагающие факторы.
64. Патогенез ХНЗЛ.
65. Классификация ХНЗЛ.
66. Клинические проявления ХНЗЛ.
67. Дифференциальный диагноз ХНЗЛ.
68. Дополнительные методы исследования ХНЗЛ.
69. Принципы лечения ХНЗЛ.
70. Осложнения, течения и исходы ХНЗЛ.
71. ЛФК, массаж при ХНЗЛ. Санаторно-курортное лечение.
72. Санация трахеобронхиального дерева при ХНЗЛ.
73. Показания к хирургическому лечению при ХНЗЛ.
74. Астматический бронхит. Клинические проявления бронхиальной астмы у детей раннего возраста.
75. Клинические проявления астматического бронхита.
76. Диагноз и дифференциальный диагноз астматического бронхита.
77. Особенности лечения астматического бронхита.
78. Бронхиальная астма. Этиология, патогенез. Роль аллергии в развитии заболевания.
79. Бронхиальная астма. Классификация. Разновидности аллергенов.
80. Бронхиальная астма. Клинические проявления в приступном и межприступном периодах.
81. Диагностика бронхиальной астмы.
82. Дифференциальный диагноз бронхиальной астмы.
83. Ступенчатый подход к лечению бронхиальной астмы.
84. Принципы лечения бронхиальной астмы в приступном периоде.
85. Принципы лечения бронхиальной астмы в межприступном периоде.
86. Диспансерное наблюдение больных бронхиальной астмой.
87. Мероприятия по улучшению качества жизни больных бронхиальной астмой.
88. Острый гастрит. Этиология. Патогенез.
89. Острый гастрит. Клинические проявления.
90. Острый гастрит. Диагноз и дифференциальный диагноз.
91. Острый гастрит. Лечение, профилактика, диспансерное наблюдение.
92. Гастриты и гастродуодениты. Предрасполагающие факторы, значение режима питания, нервно-психических расстройств.
93. Гастродуоденит. Диагностика и дифференциальный диагноз.
94. Гастродуоденит. Клиническая картина.
95. Гастродуоденит. Лечение, диспансерное наблюдение, профилактика.
96. Хронический гастрит. Методы диагностики.
97. Хронический гастрит. Клинические проявления.
98. Хронический гастрит. Течение, исходы, лечение.
99. Язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта. Этиопатогенез.
100.Дифференциальный диагноз язвенной болезни.
101.Клиническая симптоматика язвенной болезни.
102.Методы диагностики язвенной болезни.
103.Лечение язвенной болезни. Диетотерапия.
104.Осложнения, течения и исходы язвенной болезни.
105.Показания к хирургическому лечению язвенной болезни.
106.Диспансерное наблюдение и санаторно-курортное лечение язвенной болезни.
107.Болезни желчных путей. Классификация.
108.Дискинезии желчевыводящих путей. Этиология. Патогенез.
109.Разновидности дискинезии желчевыводящих путей. Клиническая картина.
110.Диагноз и дифференциальный диагноз дискинезии.
111.Методы диагностики дискинезии желчевыводящих путей.
112.Методы лечения, диетотерапия дискинезии желчевыводящих путей.
113.Течения, исходы, профилактика дискинезии.
114.Диспансерное наблюдение и санаторно-курортное лечение дискинезии желчевыводящих путей.
115.Холецистит. Этиология, патогенез.
116.Классификация, клинические проявления острого холецистита.
117.Методы диагностики холецистита.
118.Дифференциальный диагноз холецистита.
119.Осложнения, течения и исходы холецистита.
120.Диспансерное наблюдение и санаторно-курортное лечение холецистита.
121.Лечение острого и хронического холецистита. Диетотерапия.
122.Желчно-каменная болезнь. Факторы, обуславливающие образование камней.
123.Клиническая картина калькулёзного холецистита.
124.Методы диагностики и дифференциальный диагноз калькулёзного холецистита.
125.Осложнения, течения и исходы калькулёзного холецистита.
126.Лечение, профилактика и диспансерное наблюдение калькулёзного холецистита.
127.ВПС. Причины. Классификация.
128.Клиника открытого артериального протока (ОАП), коарктации аорты.
129.Клинические проявления при тетраде Фалло. Транспозиции крупных сосудов.
130.Клинические проявления при дефекте в межпредсердной и межжелудочковой перегородках.
131.ВПС. Диагностика: ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, R-графия. Показания к ангиографии.
132.Общие принципы лечения ВПС.
133.Недостаточность кровообращения. Классификация. Клиника.
134.Недостаточность кровообращения. Лечение.
135.Неотложная помощь при одышечно-цианотическом приступе.
136.Ревматизм. Современные представления об этиологии и патогенезе.
137.Ревматизм. Клиническая картина основных проявлений.
138.Ревматизм, критерии диагностики.
139.Ревматизм. Критерии активности ревматического процесса.
140.Ревматизм. Методы диагностики, функциональные и инструментальные.
141.Ревматизм. Дифференциальный диагноз.
142.Первичный и возвратный ревмокардит.
143.Клиническая симптоматика приобретённых пороков сердца.
144.Принципы лечения, особенности лечения хореи.
145.Течение и исходы ревматизма. Особенности течения в зависимости от степени активности процесса.
146.Принципы этапного лечения ревматизма. Санаторно-курортное лечение.
147.Диспансерное наблюдение. Методы и схемы профилактики рецидивов ревматизма.
148.Показания к хирургическому лечению ревматических пороков сердца.
149.Пиелонефрит. Этиология, пути распространения инфекции. Факторы, способствующие развитию пиелонефрита.
150.Патогенез пиелонефрита. Понятие о первичном и вторичном пиелонефрите.
151.Клинические проявления пиелонефрита.
152.Методы диагностики пиелонефрита.
153.Диагноз и дифференциальный диагноз пиелонефрита.
154.Осложнения, течения и исходы пиелонефрита.
155.Принципы лечения, диетотерапия пиелонефрита.
156.Диспансерное наблюдение и санаторно-курортное лечение пиелонефрита.
157.Показания к хирургическому лечению пиелонефрита.
158.Гломерулонефрит. Этиология. Роль стрептококковой инфекции в развитии заболевания.
159.Мочевой синдром, картина крови, биохимические показатели крови. Функциональное состояние почек при остром гломерулонефрите.
160.Патогенез острого гломерулонефрита. Иммунологические механизмы, ответственные за развитие острого гломерулонефрита.
161.Классификация острого гломерулонефрита.
162.Острый гломерулонефрит с нефротическим синдромом. Особенности клиники.
163.Острый гломерулонефрит с гематурией и гипертонией. Особенности клинических проявлений.
164.Диагноз и дифференциальный диагноз острого гломерулонефрита.
165.Осложнения, течения и исходы острого гломерулонефрита.
166.Принципы лечения острого гломерулонефрита. Диетотерапия.
167.Диспансерное наблюдение, санаторно-курортное лечение и профилактика острого гломерулонефрита.
168.Острая почечная недостаточность.
169.Хронический гломерулонефрит. Патогенез, классификация.
170.Факторы, способствующие формированию хронического гломерулонефрита.
171.Нефротическая форма хронического гломерулонефрита. Диагноз, дифференциальный диагноз.
172.Нефротическая форма хронического гломерулонефрита. Особенности клинической картины.
173.Нефротическая форма хронического гломерулонефрита. Течение. Осложнения. Исходы.
174.Лечение и диспансерное наблюдение хронического гломерулонефрита нефротической формы.
175.Гематурическая форма хронического гломерулонефрита. Клинические проявления.
176.Гематурическая форма хронического гломерулонефрита. Диагноз и дифференциальный диагноз.
177.Гематурическая форма хронического гломерулонефрита. Течение и исходы.
178.Лечение гематурической формы хронического гломерулонефрита.
179.Санация хронических очагов инфекции и санаторно-курортное лечение в профилактике рецидивов хронического гломерулонефрита.
180.Оценка функционального состояния почек и диагностика почечной недостаточности в прогнозе хронического гломерулонефрита.

Элективные курсы «Основы электрокардиографии у детей»
Тематика лекций
1. Современные методы диагностики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у детей. Значение метода ЭКГ.
2. Основные функции сердца. Особенности у детей.
3. ЭКГ- признаки нарушения ритма сердца у детей.
4. ЭКГ- признаки гипертрофии различных отделов сердца.

Тематика практических занятий
1. Техника снятия ЭКГ у детей. Характеристика отведений, практическое значение. Анализ ЭКГ, порядок. Определение электрической оси, позиции сердца. Причины отклонения. Значение для диагноза.
2. Значение зубцов, сегментов, интервалов ЭКГ. Изменение в зависимости от возраста. Методика измерения.
3. ЭКГ – признаки нарушения ритма. Нарушение автоматизма, возбудимо-сти, проводимости. Снятие, анализ, интерпретация ЭКГ.
4. ЭКГ – признаки гипертрофии предсердий, желудочков. Выявление, кли-ническое значение. Анализ ЭКГ.
5. ЭКГ – признаки электролитных нарушений у детей. Нарушения обмена, побочных действий медикаментов. Анализ ЭКГ.
6. Значение ЭКГ – изменений в диагностике ВПС, миокардита, перикарди-та, сердечной недостаточности у детей.

Элективные курсы «Пульмонология детского возраста»
Тематика лекций
1. Актуальные проблемы современной пульмонологии.
2. Современные аспекты лечения и профилактики бронхолёгочных заболе-ваний у детей.
3. Наследственные заболевания органов дыхания.
4. Врождённые пороки лёгких (ВПЛ).

Тематика практических занятий
1. Острые бронхиты у детей.
2. Острые пневмонии у детей.
3. Рецидивирующий бронхит.
4. Хронический бронхит.
5. Наследственные заболевания органов дыхания (муковисцидоз, синдром Картагенера, синдром Хаммана-Рича и др.).
6. Стафилококковая пневмония.
7. Врождённые пороки развития дыхательной системы. Врождённые пороки развития дыхательной системы.

Элективные курсы «Врождённые пороки сердца»
Тематика лекций

1. Закономерности кровообращения у детей. Особенности кровообращения плода и новорождённого.
2. Первичные и вторичные нарушения гемодинамики.

Тематика практических занятий
1. Закономерности кровообращения у детей. Особенности кровообращения плода и новорождённого.
2. Первичные и вторичные нарушения гемодинамики.
3. Факторы риска рождения с ВПС, диагностика ВПС.
4. Критические состояния у детей.

Элективные курсы
«Аллергология и иммунология детского возраста»
Тематика лекций

1. Эпидемиология аллергических заболеваний у детей. Региональные осо-бенности эпидемиологии аллергопатологии в республике Башкортостан.
2. Иммунные механизмы аллергических заболеваний.
3. Образовательные программы и их роль в профилактике аллергических болезней у детей.
4. Поллинозы у детей.
5. Кожные формы аллергических болезней у детей.
6. Современные аспекты лечения и профилактики аллергических заболеваний у детей.

Тематика практических занятий
1. Диагностика аллергических заболеваний у детей.
2. Аллергические заболевания кожи и подкожной клетчатки у детей.
3. Пищевая аллергия у детей.
4. Современные методы лечения аллергических заболеваний у детей.
5. Респираторные аллергозы у детей.

Элективные курсы «Основы укрепления здоровья и профилактики факторов риска у детей и подростков»
Тематика лекций
1. Общие принципы профилактики и укрепления здоровья.
2. Общие принципы обучения и консультирования пациентов по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ), укрепления здоровья.
3. Методы и технологии повышения информированности населения по во-просам ЗОЖ. Особенности работы с детьми в дошкольных и школьных учреждениях.

Тематика практических занятий
1. Факторы риска хронических неинфекционных заболеваний.
2. Основы обучения пациентов методикам изменения поведения.
3. Принципы здорового питания.
4. Физическая активность.
5. Влияние курения, употребления алкоголя на организм. Особенности та-бакокурения у детей.
6. Психическое здоровье.

Элективные курсы «Основы детской кардиологии»
Тематика лекций
1. Актуальные проблемы современной детской кардиологии.
2. Современные аспекты лечения и профилактики заболеваний сердца у детей.
3. Патология сердца и сосудов при соматической патологии у детей.

Тематика практических занятий
1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
2. Основы диагностики заболеваний сердца и сосудов.
3. Врождённые пороки сердца.
4. Болезни миокарда.
5. Болезни эндо- и перикарда.
6. Артериальные гипер- и гипотензия.
7. Сердечная недостаточность.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН работы СНО кафедры факультетской педиатрии с пропедевтикой
1. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей (Хайретдинова Т.Б. — Октябрь).
2. Критерии здоровья в детском возрасте (Ивлева Н.А. — Ноябрь).
3. Состояние иммунологической реактивности у детей с хроническими бронхолёгочными заболеваниями (Файзуллина Р.М. — Декабрь).
4. Современные аспекты вскармливания здорового ребёнка (Казан А.Е. — Февраль).
5. Наследственные заболевания органов дыхания у детей (Еникеева Д.Н. — Март).
6. Психо-соматические состояния у детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и их коррекция (Яковлева Л.В. — Май).

Научно-исследовательская работа студентов создаёт условия для реализации творческих способностей и самостоятельности студентов. Студенты с удовольствием работают с первичной медицинской документацией, делают выборку по предварительно разработанной с руководителем карте, составляют компьютерную программу, проводят самостоятельно статобработку и представляют свои доклады на заседаниях СНО кафедры и итоговой Республиканской научной конференции студентов и молодых учёных. Работа проводится в учебное время – это выступление с докладами, рефератами по изучаемым темам на заседаниях СНО кафедры и во внеучебное время . За 2007 – 2008 учебный год на кафедре проведено 6 заседаний СНО, руководителями были все преподаватели кафедры. На данных заседаниях присутствуют практические врачи лечебных баз, демонстрируются больные с яркими клиническими проявлениями заболеваний, что, несомненно, помогает в дальнейшей диагностике будущим врачам.
За 2007-2008 учебный год опубликовано 4 студенческие статьи (проф. Т.Б. Хайретдинова, проф. Р.М. Файзуллина, доц. А.Е. Казан и асс. Н.В. Ивлева являлись руководителями данных научных исследований студентов). Сделано 2 доклада на 73 итоговой республиканской научной конференции студентов и молодых учёных «Вопросы теоретической и практической медицины». Доклад «Анализ физического развития детей в зависимости от вида вскармливания» студентов Ф.Ф.Мингулова, Р.Ф.Бадертдинова (руководители Н.А.Ивлева и А.Е.Казан) получил II призовое место, диплом II степени, а студенты награждены памятными подарками. Второй доклад – «Тимомегалия в структуре младенческой смертности» студентки Л 603 Б Ю.Д. Мехдиевой (руководитель Р.М. Файзуллина).

Перечень учебных пособий, созданных преподавателями кафедры.
1. Изучение и оценка физического развития, 2005.
2. Методика исследования больного и здорового ребёнка, 2007.
3. Оценка нервно-психического развития, 2000.
4. Вскармливание здоровых детей различного возраста. Режим питания. Индивидуальный рацион, 2003.
5. Руководство к внеаудиторной самостоятельной работе студентов 4 курса, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия «Патологии детей раннего возраста», 2007.
6. Руководство к внеаудиторной самостоятельной работе студентов 4 курса, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия «Патологии детей старшего возраста», 2007.
7. Неотложные состояния в педиатрии. Методы интенсивной терапии на догоспитальном этапе фельдшером скорой медицинской помощи, 2005.
8. Питание здорового ребёнка, 2001.
9. Схема истории болезни для студентов 3 курса, 2008.
10. Схема истории болезни для студентов 4 курса, 2008.

Добавить комментарий

(*) Required, Your email will not be published