Проблемы процесса развития творческих способностей

На сегодняшний день за рубежом существует немалый положительный опыт по развитию творческих возможностей учащихся, основанных на углубленном обучение психологии. Отдельно следует выделить положительный опыт развития творческих возможностей учащихся в школах, в которых внедряется опыт западной педагогики, в частности, это касается школ М. Монтессори и Вальдорфских школ.

Несмотря на то, что сегодня специальная подготовка учителей к работе в этих учебных заведениях проводится на общественных началах, по нашему мнению, большую долю опыта педагогики М. Монтессори и Вальдорфских школ (создание условий для развития личности ребенка в процессе обучения; демократичность межличностного общения учителя с учащимися; общественные формы управления учебным заведением, участие родителей в управлении школой и профессиональная направленность обучения и т.п.) можно и нужно переносить в наши школы с учетом национальных особенностей и традиций.

Обобщая рассмотрение проблемы процесса развития творческих способностей как центральной для нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

Развитие творческих способностей младших школьников как предмет лингводидактического исследования представляет собой сложное, многокомпонентное образование.

Тенденция по определению факторов влияния на развитие творческих способностей детей сводится к выделению таких основных подходов: процессуально-деятельностного (творческие способности реализуются и развиваются в процессе творческой деятельности, в сочетании с процессом развития ребенка (С. Л. Рубинштейн), причем творчество выступает как специфический стиль деятельности); личностного (учет личностного аспекта, включая природные задатки и индивидуальные особенности ребенка при определении сути творческих способностей и формировании творческой личности младшего школьника); социального (важная роль социальной среды в процессе развития творческих способностей); личность учителя является одним из ведущих факторов эффективности развития творческих способностей, а процесс развития творческих способностей является субъект-субъектной взаимодействием учителя и ученика.

В русле нашего исследования особый интерес представляет процессуально — деятельностный подход к развитию творческих способностей младших школьников. Кроме того, следует обратить внимание на то, что базой какой — либо творчества являются конкретные знания, умения и навыки. Это положение имеет существенное значение для решения проблемы развития творческих возможностей учащихся в учебно-воспитательном процессе: государственный компонент учебного плана должен качественно выполняться. Однако в своей работе мы делаем акцент не на знаниях, а на процессе их получения, на активном отношении ученика к учебному процессу.

Добавить комментарий

(*) Required, Your email will not be published